История Российского Рока

Домой Гостевая Форум Ссылки

Рокерское движение начало появляться в нашей стране в 60-е годы двадцатого столетия. Оно складывалось под влиянием западной рок культуры, но все-таки приобрело свою неповторимую философию и окраску.

Расцвет рока пришелся на 80-е годы. Очень часто более ранняя его история не рассматривается, хотя она тоже очень интересна.

Слово «рок» иностранное. Оно произошло от английского rock-n-roll, что в дословном переводе обозначает «качаться и крутиться». Однако, «рок» в толковом словаре русского языка обозначает судьба. Мне кажется, что второе толкование этого слова более близко РУССКОМУ РОКУ, ведь для многих он стал именно судьбой.

После XVI Олимпийских игр в Мельбурне 1956-го года в СССР начал проникать rock-n-roll. Большей частью это была музыка Билла Хейлей, Ферри Ли Льюиса и многих других монстров западного рока. В то время многие пытались гадать, долго ли продержится увлечение этой странной музыкой. Ходило мнение, что скоро рок-н-ролл отомрет, а на смену ему придет что-нибудь еще более дурацкое. Впоследствии стало понятно,  так просто рок-н-ролл не уйдет, да и кто бы мог подумать, что он ляжет в основу такого масштабного течения, как РУССКИЙ РОК.

Начало 80-х годов стало временем неожиданной популярности  группы МАШИНА ВРЕМЕНИ. Человеку, близко не знакомому с рок  культурой тех лет могло показаться, что эта группа возникла ниоткуда, только вчера ее не было, а сегодня о ней заговорили все, включая Л. О. Утесова. Кто бы мог подумать, что МАШИНА уже прошла долгий и сложный путь «андеграунда», в нем выковала себе популярность и, подписав соглашение с Росконцертом, первой из советских неофициальных групп вышла на широкую эстраду. Выход был скандальным. Печально знаменитая статья «Рагу из синей птицы (так назывался альбом)», опубликованная «Комсомольской правдой» в марте 1982 года, не только подчеркнула этот скандал, но как бы санкционировала травлю отечественного рока в других изданиях. Сейчас эта травля не такая масштабная, но отдельные выпады встречаются и сейчас – они будут появляться пока жива рок-музыка.

О рок-музыке в то время писало достаточно ограниченное число изданий. Один из них был самиздатовский журнал «Рокси». Очень интересно интервью с Георгием Ордановским, лидером группы РОССИЯНЕ. Он рассказал, что впервые взял в руки гитару в тринадцать лет. Толчком к этому послужила музыка группы БИТЛЗ. Надо сказать, что первые рокеры были воспитанниками именно битлов, следующее поколение уже поколение группы PINK FLOYD. Но вернемся к Георгию Ордановскому. В группу РОССИЯНЕ он попал в 71-ом году по рекомендации одной девочки. Его поразило то, что они исполняли свои вещи! Вряд ли кто сейчас помнит такие песни: «Мальчики и Девочки», «Белый Мрак» и многие другие… Очень интересен, на мой взгляд,  ответ Георгия на вопрос о том, чем он занимается в настоящее время. Вот его ответ: «Можно ввести такое понятие: отечественный рок, или русский рок. Сейчас это уже не удивительно, многие стали это делать. Но мы занимаемся этим давно, мы приверженцы этого направления. Раньше считалось: на русском и петь вроде нельзя». Заслуга в том, что многие уже перестали так думать, многих: Корзинина, Рекшана, МИФОВ, Ильченко, потом уже всех остальных…

В разделе «Музыкальная критика» можно было обнаружить такую статейку о малоизвестной группе АКВАРИУМ: «Нет, это еще не клинический случай артистического самодовольства, ибо при всем своем нарциссизме (пусть вас не смущают признания БГ в собственном вырожденчестве и кретинизме – ценит себя безумно) он совершенно не знает, что и как ему делать… Ближайший год  должен разрешить дилемму АКВАРИУМА – коммерческий или никакой. Им как раз  должно исполниться  десять лет. Прекрасные ветераны…»

Итак, все более и более стало появляться новое для того времени  явление культуры, никак не связанное с той культурой, которую привычно было считать единственно правильной. Тогда это явление считали не более чем дурной модой, пришедшей с Запада, так же как приходящей оттуда модой на тряпки. И вот перед общественностью уже стоял новый вопрос, требовавший немедленного ответа. Почему столь настойчиво представители этой культуры твердят о «русском роке», отказавшись уже петь песни БИТЛЗ и начинают создавать свое.

И как уже было сказано выше само слово «рок-н-ролл» за четверть века претерпело изменения, превратившись из частного термина в обобщающее понятие глубокого содержания.

Уже в 70-х и 80-х годах в рок музыке было зерно истинного искусства, но было еще и много шелухи, которая не давала возможности глубже понять суть рока.

Понять всю глубину песен того времени (да пожалуй, и теперешних) можно было разными способами, но не все из них были простыми, а порой ими вообще нельзя было достигнуть результата. Например, можно было вчитываться в тексты песен, просматривать критические очерки, но из этого очень часто ничего хорошего не выходило, потому что тексты, на первый взгляд казались глупыми, а критика подчас слишком субъективна. Все-таки послушать музыку или сходить на концерт значительно эффективнее оказывает воздействие на сознание, а вернее сказать на подсознание человека.  Сочетание музыки, голосов, ритма, цвета, слов, наконец, самого вида музыкантов (на концерте), делающих свое дело в экстатическом, изматывающем тело и душу напряжении, - все это покоряло (или подавляло).

Восемьдесят второй год начало смутного времени перехода от эпохи застоя к эпохе перемен. Это было время государственных похорон и траурных духовых оркестров, в которых все сильнее слышался голос рока.

Одним из предвестников грядущих времен (хотя и не ярко выраженным) можно считать Ленинградский рок-клуб, бурная и веселая жизнь которого начиналась в то время.

Впрочем, никто не думал, что клуб ленинградских рокеров предвосхищает какие-то перемены в государстве и то, о чем поют со сцены самодеятельные рок музыканты,  через несколько лет можно будет прочесть в центральной прессе.

Тогда создание рок-клуба выглядело, скорее, итогом долгой и изнурительной борьбы рокеров за существование.

Само создание рок-клуба явилось точкой сосредоточения двух противоположных устремлений – устремления молодых музыкантов к каким-то организационным формам, позволяющим хоть как-то профессионально существовать (иметь оплачиваемые концерты, возможность записываться, приобретать инструменты и аппаратуру), и устремления государственных учреждений держать под контролем эту стихийную, плохо организованную массу.

Обе стороны отстаивали свои интересы, обеим приходилось идти на компромисс.

А сейчас о коллективе, популярность которого не падает вот уже сколько лет. Многие группы за долгую жизнь МАШИНЫ ВРЕМЕНИ успели вспыхнуть и потухнуть.

Значит, МАШИНА несет в себе нечто существенное – если не для искусства, то для времени.

Очень интересно мнение Андрея Макаревича (лидера коллектива) насчет рок-культуры в России. Он уже пятнадцать лет назад был уверен, что она может развиваться на нашей почве – как национальной, так и социальной. Макаревич особо выделил поэзию как тот идеал, к которому стремиться рок, по крайней мере, одно из его течений.

Да и сам Макаревич по своему складу – лирик, причем романтического направления. Его творчество берет начало от Окуджавы. Вечные темы дружбы, товарищества, верности, любви и надежды получили в песнях Макаревича несколько иное разрешение, чем у Окуджавы.

Один из главных мотивов в песнях Макаревича – мотив дома. Это и старый, полузабытый дом детства, и дом, который должен построить каждый человек на земле, и дом, в котором мы все живем, - наша страна, наша планета.

 

Я забыл о бурях и о громе,

Мне теперь дороже тишина.

И живу я в старом-старом доме.

Из него выходят три окна.

Первое окно выходит в поле,

В поле наших самых лучших лет.

В этом поле не бывает боли,

И любой вопрос находит свой ответ.

Там  и днем и ночью солнце светит,

Летом и зимой цветет земля…

Не взрослея, там играют дети,

И один из них, наверное, я…

 

Еще одной группой старшего поколения были МИФЫ. Эта группа берет свое начало в 1967 году, когда одноклассники одной из ленинградских школ Геннадий Барихновский и Сергей Данилов решили создать собственную команду.

Период наибольшей популярности МИФОВ пришелся на середину 70-х гг., когда в группе появились певец, гитарист и автор песен Ю. Ильченко, клавишник Ю. Степанов и барабанщик В. Гуков. Группа участвовала в рок-фестивалях в Москве (1974) и в Таллинне (1975), давала многочисленные концерты.

МИФЫ были в числе основателей Ленинградского рок-клуба и открыли своим концертом первый рок-клубовский сезон в 1981 году. На первом Ленинградском фестивале 1983 года МИФЫ стали лауреатами, разделив с АКВАРИУМОМ диплом II степени.

Ленинградская группа РОССИЯНЕ начала свое существование в 1969 г. С самого начала они ориентировались на исполнение своих песен. Наиболее продуктивный период в творчестве РОССИЯН связан с появлением в их составе Георгия Ордановского в 1971 году.

Новый этап в жизни РОССИЯН начался осенью 1978 г., когда в группе собрались кроме Ордановского и Азарова Юрий Мержевский, Андрей Васильев, Сергей Завьялов. Группа завоевала популярность среди меломанов, в апреле 1979 г. выступила на рок-фестивале в Тарту, а в мае 1981г. – в Вильнюсе.

В 1967 г. студент ЛГУ, Владимир Рекшан организовал группу КОРАБЛЬ ДУРАКОВ, которая распалась после первого же неудачного выступления на дне первокурсника. Это можно считать началом музыкальной деятельности Рекшана, которая привела к созданию в 1970 г. группы САНКТ – ПЕТЕРБУРГ (СПБ), в составе которой кроме автора песен, гитариста и певца В. Рекшана были братья С. и В. Лемеховы, М. Марский. Ставка на собственные тексты, написанные по-русски, что в то время было еще в новинку, обеспечила успех СПБ.

Весной 1972 г. из группы ушли братья Лемеховы, а уже в июне Рекшан приглашает в группу Н. Корзинина и В. Ковалева. Вскоре к ним присоединяются Н. Лызлов и Н. Зайцев.

В начале 1974 г. группа распадается. В последствии группа изредка собиралась, но это были эпизодические пришествия. 

       

 Непосредственно о самом рок-клубе можно сказать, там были свои инженеры и техники, способные из ничего, своими руками создать звуковую аппаратуру. Были там и свои звукорежиссеры, с поразительным умением записывающие в непрофессиональных условиях «почти» профессиональные альбомы. Там были свои художники и фотографы, оформляющие эти альбомы обложками. Там были свои продюсеры, умеющие организовать концерт, создать ему рекламу, добиться оплаты, переговорить с нужными группе людьми. Там были свои торговцы и предприниматели, тиражирующие записи, а заодно сбывающие их по сходной цене. Там были свои журналисты, критики и музыковеды, которые создавали свои музыкальные статьи, заметки и тому подобное. Здесь, наконец, были теоретики, которые ничего не делали, но к голосу, которых прислушивались.

Над всем этим витал дух энтузиазма и романтики, который удивительным образом сочетался с духом коммерции и свободного предпринимательства.

Крупным мероприятием Ленинградского рок-клуба стал первый в стране смотр-конкурс самодеятельных групп. К первому туру конкурса было допущено около сорока групп, зарегистрированных в рок-клубе. Пятнадцать лучших были отобраны на второй тур. Семь стали лауреатами.

Лауреатский концерт смотр проходил в Ленинградском Дворце молодежи при большом стечении публики. Каждая из семи групп-победительныц представила развернутую программу минут на сорок, что составляет среднюю продолжительность звучания альбома.

Группа ЗООПАРК не попала в число призеров конкурса, но Михаилу Науменко (Майк), лидеру команды, был вручен специальный диплом за лучшие тексты.

Сама же группа ЗООПАРК образовалась осенью 1980 г., когда М. Науменко создал собственную группу, которая дебютировала в феврале 1981 г. на  одной из пригородных танцплощадок. Музыкальная ориентация ЗОО на рок-н-ролл и ритм-энд-блюз с тех пор не претерпела изменений.

Одной из первых группа вступила в рок-клуб и участвовала во многих фестивалях, где Майк получал дипломы за лучшие тексты, «за последовательную разработку сатирической темы», а группа в целом стала лауреатом в1986 г.

В последующие после IV фестиваля годы группа много выступала, была непременным участником всех «Битлз-шоу», проводимых Н. Васиным, гастролировала в Москве, Челябинске, Гродно, Симферополе и др., снималась на Ленинградском ТВ, приняла участие в концерте памяти А. Башлачева в Лужниках в ноябре 1988 г.

  На фестивалях Ленинградского рок-клуба неизменно присутствовало жюри. Условно состав каждого жюри можно было разделить на «своих» - членов совета рок-клуба и людей, участвующих в рок-движении, «чужих» – представителей курирующих организаций и «посторонних» – людей со стороны, представляющих творческие союзы, средства массовой информации и пр. 

Понятно, что «свои» отстаивали интересы музыкантов, прежде всего их право петь о том, что их волнует, одеваться и вести себя на сцене так, как им удобно. «Чужие» всячески противопоставляли любому проявлению свободомыслия или хотя бы инакомыслия, стараясь вписать «безобразия» хоть в какие-то рамки. Характерно, что наибольшей любовью «чужих» пользовались чисто инструментальные группы, которые могли играть на чем попало и одеваться кто во что горазд, но хотя бы не пели черт знает что.

Надо восстановить историческую справедливость и рассказать о трех женщинах, от которых в те времена зависела если не судьба ленинградской рок-культуры, то судьба рок-клуба, как ее центра. Сейчас многим кажется, что рокеры пробились сами, вопреки всем препонам. Нет, им помогали, в том числе и те, кого они по должности считали врагами.

Прежде всего, надо сказать о директоре ЛМДСТ Анне Александровне Ивановой. Она умела замечательно гасить конфликты, которые возникали то тут, то там. Почти на каждом концерте рок-клуба кого-нибудь из музыкантов  или зрителей «заметали» дружинники и милиция, в больших числах присутствующая в зале.

Не известно на каких высоких «коврах» приходилось стоять Анне Александровне и какие резкие окрики выслушивать по телефону. Не раз и не два клуб был на грани разгона. Но все это как-то устраивалось, гроза проходила стороной, только вот каких нервов это стоило Анне Александровне – остается лишь предполагать. Возможно, она уже тогда осознала всю значимость и историчность создания рок-клуба, которое фактически явилось важнейшим прорывом отечественной рок-культуры.

А. А. Иванова не входила в жюри фестивалей, однако, мы не сомневаемся, что ей приходилось отдуваться в верхах и за работу жюри.

Дом самодеятельного творчества имел в своей структуре и штатные единицы, непосредственно отвечающие за деятельность рок-клуба. Поначалу эту работу по совместительству выполняла заведующая оркестровым отделом Дома, но уже к III фестивалю на должность куратора рок-клуба была назначена Наталья Алексеевна Веселова, а чуть позже появилась и должность, которую заняла Нина Александровна Барановская.

Наталья Веселова, женщина тогда молодая, красивая и партийная, не была «своею» по определению, но она сразу почему-то приняла сторону рокеров, хотя вполне могла принять и обратную или же остаться равнодушной к их заботам.

Веселова, как и полагалось ей по фамилии, вела дело весело и бесстрашно. Наверное, на этой тяжелой работе и нужно было обладать легким и беззаботным характером, но часто так получается, что человек, делающий свое дело легко, не удостаивается почета. Так было и в этом случае.

Нина Барановская, придя в Дом самодеятельного творчества из университетской многотиражки, где ей с большим трудом удавалось изредка публиковать статьи в защиту АКВАРИУМА, очень быстро стала «своей». Ей не помешало даже то, что выполняла она, по сути, работу цензора, то есть литовала лохматые и колкие тексты рокеров и подписывала их на публичное исполнение. 

Похоже, что Н. Барановской жилось, как на вулкане, тем более что она прекрасно знала тексты, которые при всем желании залитовать не могла и которые при всем желании залитовать не могла и которые все-таки исполнялись время от времени, каждый раз вынуждая ее объясняться с начальством.

Последний такой скандал случился на IV фестивале, когда Михаил Борзыкин из группы ТЕЛЕВИЗОР спел несколько незалитованных песен. В зале ДК «Невский», где в проходах через каждые два метра стояло по милиционеру в шинелях, обращенному лицом к публике, такая песня не могла не вызвать восторга.

Можно сказать, Борзыкин этой акцией фактически отменил литовку, показав ее бессмысленность. Если уж человеку разрешили вообще разрешили выйти на сцену, то он споет, что ему хочется. Литовка превратилась в пустую формальность, и уже на следующем фестивале рокеры пели все без исключения представленные тексты. А Нина Барановская превратилась в заботливую рок-маму, опекающую наиболее скандальных питомцев.

Второй рок-фестиваль состоялся в начале 80-х годов. Уже знакомый нам ЗООПАРК не стал лауреатом, но Михаил Науменко был упомянут в жюри примерно такой фразой: «Наградить Михаила Науменко грамотой за последовательную разработку сатирической темы». Тогда это формулировалось так, но в песнях Майка скорее было больше лирики, чем сатиры.

Второй рок-фестиваль запомнился уверенным выступлением АКВАРИУМА и ТАМБУРИНА, который был весьма прохладно встречен публикой; сногсшибательным шоу СТРАННЫХ ИГР, неудачей МАНУФАКТУРЫ; запомнился он и открытиями – ТЕЛЕВИЗОРОМ, СЕКРЕТОМ и КИНО. Группа АЛИСА дебютировала тоже, но еще без Кинчева, в то время вокалистом был Борисов и вторым вокалом Слава Задерий.

Венчала фестиваль ПОПУЛЯРНАЯ МЕХАНИКА, которая выступала вне конкурса. Однако, фестиваль был признан не очень удачным.

Несмотря на то, что II фестиваль обошелся без скандалов, в выше стоящих инстанциях работой жюри остались недовольны. Последовал совет изменить состав, в результате чего на III фестивале не оказалось А. Троицкого, Н. Мейнерта и А. Житинского.

Гвоздем III рок-фестиваля стала АЛИСА. Еще до открытия поползли слухи, что в группе новый человек – некто Константин Кинчев из Москвы. Действительно, в темном зале возникло состояние шока, когда на сцену вышли АЛИСА и загримированный молодой человек в черном, производя руками резкие гипнотические пассы, запел:

 

       «Экспериментатор движений вверх-вниз

       Идет по улице своих построек…»

                                   («Экспериментатор», Алиса)

 

С тех пор начался стремительный взлет АЛИСЫ. Сразу же стало ясно, что петь так, как пели они нельзя, запрещено, это противоречит всем идеологическим установкам. Наверное, никто в зале не удивился бы, если бы пение прервал наряд милиции и всех, находящихся на сцене и в зале, отвезли бы в отделение. Но почему? Сейчас это кажется странным. В словах песен не присутствовало прямых политических выпадов, скорее, это были намеки на удушливую атмосферу тех лет. Больше всего потрясала энергетика Кинчева, который доводил зал до состояния, когда в нем вот-вот вспыхнет молния. Этот дар Кинчев не утратил до сих пор. Появление АЛИСЫ связано с расцветом рок-культуры в России, с ее золотым веком. Эта по истине скандальная и прекрасная группа ярко показывает всю скандальность возникновения в России рок-культуры. Когда слушаешь их песни невольно проникаешься энергией и глубиной текста, в старых записях ярко слышится, что текст явно противоречил тогдашним нормам. Становится страшно.

Группа АЛИСА появилась на свет в апреле 1983 года, когда бас-гитарист С. Задерий собрал вокруг себя молодых музыкантов приверженцев рок-н-ролла и «новой волны». Группа сделала программу «Кривозеркалье», в которой мотивы знаменитой книги Льюиса Кэрролла перекликались с современными реалиями общественной жизни. Тогда в составе АЛИСЫ были кроме Задерия еще и А. Шаталин (гитара), П. Кондратенко (клавиши), М. Нефедов (ударные), Б. Борисов (вокал, саксофон).

Настоящий успех пришел к АЛИСЕ весной 1985 года, когда в составе группы появился новый певец и автор песен Константин Кинчев. Чуть позже им были созданы песни, ставшие по истине молодежными гимнами: «Мы вместе» и «Мое поколение». Надо сказать, что песни эти не утратили былой актуальности, как настоящее искусство, которое вечно. АЛИСА трижды становилась лауреатом традиционных Ленинградских рок-фестивалей (1985-1987 гг.).

 

Мне неясен взгляд тех, кто устал,

Мне непонятен тот, кто спит.

Я не принимаю языка столбов,

И мне не интересен лифт.

Я люблю окно, из окна виден день,

А ночью – видна ночь.

И кто-то думает так же, как я.

Мы вместе!

Мы вместе!

                («Мы вместе», Алиса)

 

В составе группы за этот период произошел ряд изменений. В 1986 г. группу покинул С. Задерий. Его заменил бас-гитарист П. Самойлов. В 1988 г. на место А. Шаталина и П. Кондратенко были приглашены москвичи И. Чумичкин (гитара) и В. Осинский (клавиши). Эпизодически в составе группы появлялись и другие исполнители.

Теперь о других группах, которые появились или уже существовали во времена тогдашней АЛИСЫ.

Ленинградская группа МАНУФАКТУРА возникла в 1976 г. и на протяжении следующих пяти лет прошла путь, характерный для школьных и студенческих команд. Костяк группы составляли О. Скиба, Д. Матковский, А. Ушаков.

Выступление на I Ленинградском фестивале планировалось как «прощальное» перед уходом в армию Скибы и Матковского. Совместно с некоторыми другими музыкантами группа подготовила программу «Невский проспект», с которой и стала победителем фестиваля. Однако выступление на II фестивале, как было сказано выше, не было столь удачным.

После возвращения из армии Скибы и Матковского возрождения группы не произошло. Зато бывшие участники проекта организовали свои достаточно популярные в то время группы. 

Первое выступление СТРАННЫХ ИГР состоялось 6 марта 1982 г. в ДК имени Ленсовета в качестве разогревающей группы перед АКВАРИУМОМ. Организатором группы был Александр Давыдов.

На I фестивале группа получила приз зрительских симпатий. СТРАННЫЕ ИГРЫ первыми в советском роке взяли на вооружение новые музыкальные формы, соотнесли их с внешним видом и манерой сценического поведения, а также с содержанием текстов, взятых из переводных сборников французских поэтов XX века.

В начале 1984 г. Давыдов и клавишник – Куликовских покинули группу, и выступление СТРАННЫХ ИГР на II фестивале было не очень удачным, несмотря на обилие сценических эффектов. Последним выступлением группы стали концерты III фестиваля. После чего, выпустив два альбома, команда распалась на две самостоятельные группы: АВИА и ИГРЫ. Для многих групп 70-х такая судьба была фактически правилом.

Первый состав группы ТАМБУРИН был набран гитаристом и автором песен Владимиром Леви в начале 1983 г. Состав группы выглядел примерно так: Ю. Данилов, М. Логвинов, Д. Филимонов и, совмещавший игру в ТАМБУРИНЕ с игрой в других группах (АКВАРИУМЕ и других), А. Кондрашкин.

ТАМБУРИН блестяще выступил на I фестивале, стал лауреатом и на II, хотя программа практически не претерпела изменений. Перед III фестивалем группа поменяла состав, выступление было принято весьма прохладно. После этого выступления ТАМБУРИН фактически сошел с рок-клубовской сцены, продолжая концертно-гастрольное существование.

На приведенных выше примерах ярко видно насколько высок для тогдашних фанатов был культ личности в любимой группе. Как только менялся состав происходил резкий переворот в отношении к самой группе. АЛИСА выиграла на перемене, а ТАМБУРИН, СТРАННЫЕ ИГРЫ и многие другие проиграли.

Теперь о фестивалях Ленинградского рок-клуба.

I фестиваль (13-16 мая 1983 г.)

Участники: МЕЛОМАНЫ, МИФЫ, ЯБЛОКО, МАНУФАКТУРА, ЗООПАРК, ПИКНИК, ПИЛИГРИМ, РОССИЯНЕ, ДЖОНАТАН ЛИНГВИСТОН, СТРАННЫЕ ИГРЫ, АКВРИУМ, ТАМБУРИН, ПЛЮС, ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА.

 Состав жюри: Н. Афанасьева (председатель, ЛМДСТ),             А. Юсфин (Союз композиторов), Н. Мейнерт (Эстонское радио), Н. Михайлов (председатель совета рок-клуба), А. Троицкий (журналист), А. Гуницкий (член совета рок-клуба) Н. Харлампиев (обком ВЛКСМ), О. Шульга (фирма «Мелодия»).

Итоги:

диплом I степени – МАНУФАКТУРА (за оригинальное решение концертной программы);

диплом II степени – АКВАРИУМ (за поиск новых выразительных средств в рок-музыке), МИФЫ (за высокий профессионализм);

диплом III степени – СТРАННЫЕ ИГРЫ (за артистизм и целостность музыкального и сценического решения программы), РОССИЯНЕ (за цельность и принципиальность в реализации идей рок-музыки), ТАМБУРИН (за удачные композиционные решения).

Многие  были награждены почетными грамотами по различным номинациям.

II фестиваль (18-20 мая 1984 г.)

Участники: КИНО, ДЖОНОТАН ЛИВИНГСТОН, ТАМБУРИН, ЗЕНИТ, СЕКРКТ, СТРАННЫЕ ИГРЫ, ПИКНИК, ДЖУНГЛИ, АЛИСА, ЗООПАРК, АКВАРИУМ, МАНУФАКТУРА, ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ, ТЕЛЕ-У, ТЕЛЕВИЗОР, ОРНАМЕНТ, ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА.

Состав жюри: Н. Борисова (председатель, ЛМДСТ),                  А. Житинский (журнал «Аврора»), А. Юсфин (Союз композиторов),  Н. Мейнерт (Эстонское радио), А. Троицкий (журналист), С. Пилатов (горком ВЛКСМ), А. Гуницкий (член совета рок-клуба).

Итоги:

Лауреаты – АКВАРИУМ, КИНО, СЕКРКТ, ТЕЛЕ –У, ТАМБУРИН, ДЖУНГЛИ, ТЕЛЕВИЗОР.

Грамотами отмечены: СЕКРЕТ, ТАМБУРИН, ТЕЛЕ-У, ДЖУНГЛИ.

Отмечены: песни «Новая волна» (МАНУФАКТУРА), «Музыка» (ДЖУНГЛИ), «Телефона нет» (СТРАННЫЕ ИГРЫ), композиция «Нет войне» (ТЕЛЕ-У).

III фестиваль (15-17 марта 1985 г.)

Участники: СОЮЗ ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ РОК, ТАМБУРИН, АЛИСА, ДЖУНГЛИ, МИКРОКЛИМАТ, ПОПУЛЯРНАЯ МЕХАНИКА, ПЕПЕЛ, ГРАНД-ЦИРК, АКВАРИУМ, ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА, ТЕЛЕВИЗОР, ТЕЛЕ-У, СТРАННЫЕ ИГРЫ, МОНРЕПО, ПРИИСК, КИНО.

Состав жюри: А. Брицин (Союз композиторов), Н. Веселова (ЛМДСТ), А. Гуницкий (член совета рок-клуба), С. Исаев (обком ВЛКСМ), Н. Красновская (Главное управление культуры), Н. Крыщук (Союз писателей), С. Пучков (Единый научно-методический центр), В. Андреенко (ЛМДСТ).

Итоги:

Лауреаты – ДЖУНГЛИ, ТЕЛЕВИЗОР, СТРАННЫЕ ИГРЫ, ТЕЛЕ-У, АЛИСА, КИНО, ТАМБУРИН.

Специальными призами награждены: КИНО, СТРАННЫЕ ИГРЫ, ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА, ДЖУНГЛИ, ГРАНД-ЦИРК, С. Курехин.

IV фестиваль (30 мая – 1 июня 1986 г.)

Участники: ГОРОД, МОДЕЛЬ, АЛИСА, ЗООПАРК, ИГРЫ, АУКЦИОН, КИНО, ПРОВИНЦИЯ, ОБЪЕКТ НАСМЕШЕК, АКВАРИУМ, ДЖУНГЛИ, ЭЛЕКТРОСТАНДАРТ,ТЕЛЕВИЗОР, ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА, АВИА, ПРИСУТСТВИЕ.

Состав жюри: Н. Веселова (председатель, ЛМДСТ), Н. Надиров (обком ВЛКСМ), Н. Красновская (Главное управление культуры),     С. Пучков (Ленконцерт), А. Гуницкий (член совета рок-клуба), А. Житинский (Союз писателей), Л. Мельникова (ВТО), А. Колкер (Союз композторов), Н. Барановская (журналист).

Итоги:

«Гран-при» – АКВАРИУМ;

лауреаты: МОДЕЛЬ, АВИА, ДЖУНГЛИ, АУКЦИОН, ЗООПАРК, АЛИСА;

приз «Надежда» – ПРОВИНЦИЯ.

Лучшие песни: «Любовь – это все, что мы есть» (АКВАРИУМ), «Иллюзии» (ЗООПАРК), «Перемены» (КИНО), «Осенний блюз» (ПРИСУТСТВИЕ).

V фестиваль (3-7 июня 1987 г.)

Участники: ПРОВИНЦИЯ, СЕЗОН ДОЖДЕЙ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, КИНО, МЛАДШИИЕ БРАТЬЯ, ОХОТА РОМАНТИЧЕСКИХ ИХ, ПРИСУТСТВИЕ, ТЕЛЕВИЗОР, БУРАТИНО, ПОСЛЕДНИЕ ИЗВЕСТИЯ, ФРОНТ, АЛИСА, НОЛЬ, НАТЕ!, АУКЦИОН, ИГРЫ, АВИА, ОБЪЕКТ НАСМЕШЕК и др.

Состав жюри: Н. Веселова, Н. Надиров, Н. Красновская,         С. Пучков, А. Гуницкий, А. Житинсий, Л. Мельников, А. Юсфин,     Н. Барановская.

Итоги:

звания лауреатов не присуждались.

Специальными призами отмечены: СЕЗОН ДОЖДЕЙ, КИНО, ТЕЛЕВИЗОР, АЛИСА, АУКЦИОН, АВИА, ОБЪЕКТ НАСМЕШЕК, НОЛЬ, ДЖУНГЛИ, ЗООПАРК, ДДТ, ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА, АКВАРИУМ, Ю. Наумов за чистоту и искренность, А. Башлачев получил приз «Надежда».

Лучшие композиции: «Легенда» (КИНО), «Поколение сторожей» (АКВАРИУМ), «Театр Станиславского» (Ю. Наумов), «Черное шоссе» (ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА), «Доктор Хайдер» (НОЛЬ), «Дети уходят»

VI фестиваль

I этап (19-22 мая 1988 г.)

Участники: МУХОМОР, Е, ДУРНОЕ ВЛИЯНИЕ, 600, ПРИСУТСТВИЕ, МАТ, БРИГАДНЫЙ ПОДРЯД, СИТУАЦИЯ и др.

По результатам первого этапа были отобраны участники основного тура от молодых групп Ленинградского рок-клуба.

II этап (4-10 июня 1988 г.)

 Участники: ДУРНОЕ ВЛИЯНИЕ, 600, МАТ, КАЛИНОВ МОСТ (Новосибирск), ЧАЙ-Ф (Свердловск), НЮАНС (Москва) и многие группы уже широко известные завсегдатае рок-фестивалей.

Жюри на VI фестивале не учреждалось, призов и званий не присуждалось. Фактически наступила эпоха демократизации в рок-движении. Движение рока в СССР достигло огромных масштабов, таким образом можно говорить о рок-культуре. Однако избавление от цепей цензуры, давления и всего им сопутствующего привело лишь к временному всплеску, а сейчас наблюдается спад или скорее упадок Российской рок-культуры.

VII фестиваль (7-11 июня 1989 г.)

7 июня: ЭКС-МИССИЯ, БУКВА «О», ДИКТАТУРА, ВЫСТАВКА.

8 июня: ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА (Омск), ТОКИО, ОЛЕ ЛУКОЙЕ, ДУРНОЕ ВЛИЯНИЕ.

9 июня: БЕГЛЕЦ, РОК-ШТАТ, ПРЕМЬЕР, ФРОНТ.

10 июня (утро): ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ, ПАУТИНА, СКОРАЯ ПОМОЩЬ.

10 июня (вечер): НЭП, ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА, НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ, НАТЕ!.

11 июня (утро): СЕЗОН ДОЖДЕЙ, ДУХИ, ТРИЛИСТНИК, ДЖУНГЛИ, ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ (Москва).

11 июня (вечер): АЛИСА, БРИЛЛИАТЫ ОТ НЕККЕРМАНА, НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ МОЛОДЕЖИ, ОРКЕСТР А, АУКЦИОН.

Лауреатских званий не присуждалось.

Могло сложиться впечатление, что рок-культура процветала только в Ленинграде, но это далеко не так. Действительно, зародилась рок-культура именно там, но развивалась практически повсеместно. Так что надо закончить разговор о Ленинграде еще одной историей.

АКВАРИУМ был создан в июле 1972 г. студентом ЛГУ Борисом Гребенщиковым и молодым литератором Анатолием Гуницким.

Группа выступала с концертами, сотрудничала с экспериментальным студенческим театром ЛГУ, принимала участие в праздновании традиционных Дней музыки БИТЛЗ, выезжала на рок-фестивали во многие города союза.

В 1981 г. АКВАРИУМ стал членом Ленинградского рок-клуба и принимал участие в первых пяти рок-фестивалях.

В апреле 1988 г. Гребенщиков заключил долгосрочный контракт с американской компанией Си-би-эс на выпуск ряда альбомов в США. В июне 1988 г. АКВАРИУМ посетил с концертами Канаду.  

Далее речь пойдет также о Москве, Свердловске, как о крупных центрах рок-культуры и других более мелких очагах ее возникновения.

Начнем с МАШИНЫ ВРЕМЕНИ, хотя говорилось о ней уже многое. Группа возникла на рубеже 1968-1969 гг., в то время ее участники еще учились в школе. По началу в репертуар входили только песни БИТЛЗ, но вскоре появились и свои, написанные      по-русски.

С 1976 г., когда МАШИНА занимает первое место на фестивале в Таллинне и знакомиться с АКВАРИУМОМ, начинаются регулярные приезды в Ленинград и концерты с ленинградскими группами. Состав группы постоянно изменялся, но это не оказывало влияния на ее популярность.

Группа много гастролировала, в том числе за рубежом – в США, А. Макаревич участвовал в фильмах «Душа» и «Начни с начала».

Далее о лауреате нескольких фестивалей Юрии Наумове. Он родился в 1962 г., после окончания средней школы поступил в Новосибирский медицинский институт, из которого ушел, не доучившись всего полгода.

В двенадцать лет он впервые взял в руки гитару и стал учиться играть. После 1982 г. Юрий покидает Новосибирск и обосновывается в Ленинграде, где 1987 г. становится членом Ленинградского рок-клуба.

Блестящая самобытная техника игры на гитаре, изощренные тексты песен-баллад, где широко используется игра рифм, привлекла внимание любителей. Наумовым была создана группа ПРОХОДНОЙ ДВОР.

Ленинградская группа ДЖУНГЛИ начинала в 1981 – 1982 гг. как хард-роковая группа, но вскоре стала легче. Первое же выступление на фестивале ЛРК в 1984 г. принесло ДЖУНГЛЯМ звание лауреата, два гитариста были признаны лучшими.

 ДЖУНГЛИ с успехом выступали на всех последующих фестивалях, меняя состав и демонстрируя непрестанный музыкальный поиск.

Высокий профессионализм и нестандартность музыкального мышления обусловили активную работу членов группы в качестве «сессионных» музыкантов в составе других команд.

Следующая группа АВИА (с ударение на И). Ее название указывает на желание музыкантов противопоставить свое звучание затертым штампам ВИА (Анти-ВИА). Группа возникла с распадом в 1985 г. СТРАННЫХ ИГР. Основу АВИА составили Н. Гусев, А. Рахов и А. Кондрашкин. Постепенно коллектив расширился и появился ансамбль сценического движения «имени ВИА».

Первая программа группы «Из жизни композитора Зудова» была показана на VI фестивале ЛРК. АВИА принимали участие в фильме «Рок».

Группа активно гастролировала за границей. В 1993-1995 гг. состоялся грандиозный тур по Европе, причиной которого явилось отсутствие финансирования в России.

Еще одна группа ДДТ существует 1980 г. и постоянно меняет состав с момента своего основания. Единственно неизменным остается участие в ней Юрия Шевчука – автора песен и музыки. Одним из первых он поднял в своих песнях острейшие проблемы времени: засилье бюрократии, бедственное положение «низов», ложь и фальшь официальной идеологии и прочие. В 80-е гг. имя группы стало символом борьбы против официоза и застоя.

В 1982 г. группа стала лауреатом конкурса «Золотой камертон», проводимого газетой «Комсомольская правда» и фирмой «Мелодия», в мае 1983 г. с успехом выступила на фестивале «Рок за мир»

ДДТ произвели сенсацию на VI Ленинградском фестивале, позднее с триумфом участвовал в фестивалях в Подольске, Черноголовке и др. В 1988-1989 гг. группа приобрела широкую всесоюзную известность, ее песни неоднократно звучали по ЦТ, радио, использовались в кинофильмах.

   И вот московская группа ЗВУКИ МУ. Ее лидер Петр Мамонов выступал с сольными концертами с конца 70-х гг. В начале 80-х вместе со своим братом А. Бортничуком и бывшим одноклассником А. Липницким создал группу, которая долгое время выступала от случая к случаю. Расцвет ЗВУКОВ связан с вступлением в Московскую рок-лабораторию, последовавшим осенью 1985 г. В конце 80-х группа гастролировала за границей, где сотрудничала с Брайаном Ино. В 1989 г. вышел их совместный альбом. В октябре того же года  П. Мамонов объявил о роспуске группы.

 Московская группа БРИГАДА С начала свой творческий путь в январе 1986 г., утвердившись в составе: И. Сукачев, С. Галанин, К. Трусов, Л. Андреев. Впоследствии группа распалась, С. Галанин возглавил группу «СЕРЬГА», И. Сукачев - «НЕПРИКАСАЕМЫЕ».

Выход рок-музыки на широкую эстраду, на телеэкраны, радио, площади состоялся в середине (конце) 80-х гг. Эта сфера духовной  жизни общества стала весьма заметной для людей других поколений, другой общественной ориентации.

Сразу же начались споры, ведь раньше рок подвергался публичной ругани, а теперь никто не мог понять, что же надо думать и говорить. Любители рока разделились на три категории. Первая – максималистская: защитники рока утверждают, что он всецело поколенческое искусство, которое не может быть понято «отцами». Вторая – более мягкая: приверженцы рока ищут аргументы, что бы убедить своих противников в старших поколениях в своей правоте. И третья – сомневающаяся: любители рока ставят свою правоту под сомнение, хотят обосновать ее.

Еще одна группа Ленинградского рок-клуба. КИНО организовалась осенью 1981 г. и поначалу называлась ГАРИН И ГИПЕРБОЛОИДЫ. В первом ее составе кроме В. Цоя играли гитарист А. Рыбин и барабанщик О. Валинский. Вскоре барабанщик отпал, и группа начала работу как акустический парный дуэт под названием КИНО.

Песни Цоя привлекли внимание Б. Гребенщикова, который стал продюсером первого альбома. Состав группы стал постоянно меняться: появлялись гитаристы из других групп.

Невиданный успех альбома «Группа крови», а так же участие В. Цоя в фильмах «Игла» и «Асса» привели к тому, что группа КИНО стала одной из популярнейших рок-групп.

К сожалению, в начале 90-х погиб В. Цой. Группа распалась, но популярность ее не растерялась до сих пор.

 

Группа крови на рукаве,

Мой порядковый номер – на рукаве.

Пожелай мне удачи в бою, пожелай мне

Не остаться в этой траве,

Не остаться в этой траве…

                                   («Группа крови», Кино)

 

В конце 90-х количество популярных рок-групп резко сократилось. В основном это связано с тем, что «старики» начали уходить, «молодежь» не может пробиться сквозь богатую прослойку попсы. И все-таки, если 80-е гг. запомнились, как годы Ленинградского рок-клуба, то 90-е скорее годы Свердловского рок-клуба.   

Начать надо с группы НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС, которое берет начало в 1978 г., когда три студента В. Бутусов, Д. Умецкий и        И. Гончаров объединились под названием АЛИ-БАБА и выпустили альбом «Али-баба и 40 разбойников»

Название НАУТИЛУС появилось только в 1982 г., когда группа пополнилась лидер-гитаристом  А. Садновым. В 1985 г. добавилось второе слово – ПОМПИЛИУС, чтобы избежать путаницы с московской командой НАУТИЛУС.

В следующем году НАУ произвел сенсацию на I фестивале Свердловского рок-клуба. Фестиваль проходил в Новосибирске, но известен стал как Наусибирск. В том же году вышел популярнейший альбом «Разлука», тексты были написаны И. Кормильцевым. В основном до 1993 г. НАУ эксплуатировал накопленное «Разлукой». Потом были выпущены «Титаник» и «Крылья» ставшие довольно популярными. И все-таки ничто не вечно и в 1997 г. НАУ официально пошел ко дну. В. Бутусов занялся сольной карьерой, а музыканты разлетелись по родным городам начинать свое дело.

 

Круговая порука мажет, как копоть,

Я беру чью-то руку, а чувствую локоть,

Я ищу глаза, а чувствую взгляд,

Где выше голов находиться зад,

За красным восходом розовый закат…

                                                («Скованные», Нау)

 

  Свердловская группа ЧАЙ-Ф организована в 1984 г. Владимиром Шахриным, Владимиром Бегуновым, Антоном Нифантьевым. Музыка группы берет начало в ритм-энд-блюзе      60-х гг. Группе удалось найти удачное сочетание традиционной музыки, пришедшей с Запада, с народной, почти частушечной манерой пения. Для русского рока это достаточно характерная особенность, первоначально западная культура прорастала в России, а затем она изменялась в соответствии с народными традициями и получалась культура, которую нельзя назвать аналогом западной. Так и рок буквально за несколько десятилетий превратился в самобытную русскую культуру, независящую от Запада. Имидж «дворовой команды» в ЧАЙ-Фе прекрасно сочетается с грубоватыми, полными жизненных впечатлений и здорового юмора текстами Шахрина. Живое гитарное звучание  и вокальная манера лидера ставят ЧАЙ-Ф особняком в школе свердловского рока, приближая его ленинградским традициям.

В русском роке очень не распространен был женский вокал, но есть и исключения. Настя Полева из Свердловска, которая вышла на сцену как рок-певица в 1986 г. Постепенно вокруг нее организовался коллектив, который составил группу НАСТЯ. Эта команда никогда не была супер-популярна, но существует до сих пор.

Еще одна команда, отметившая свой юбилей в 1998 г. В     1988 г. группа АГАТА КРИСТИ дала свой первый концерт в зале № 2 Уральского политехнического института. В следующем году АГАТА появляется на ЦТ со своим первым клипом «Viva Kalman». В 1991 г. на фестивале Open du Rock во Франции команда получает гран-при.

В 1993 г. выходит альбом «Позорная звезда», который выпускается не на виниле, а на CD и аудио кассетах. Это был рискованный для того времени шаг, ведь проигрывателей тогда было мало, но кто-то должен быть первым, и это была АГАТА.

В 1995 г. выходит альбом, сделавший группу очень популярной, «Опиум для никого».

И все же с выходом альбома «Чудеса» АГАТА отошла от рока. Жаль, ведь это первая роковая группа, которая мне понравилась. С АГАТЫ началась моя привязанность ко всему русскому року,  но ничто не вечно и АГАТА стала другой. Обидно, но остались старые записи, которые можно назвать именно роковыми, никак иначе.

 

О, декаданс - случайные встречи.

Стол, преферанс, горящие свечи.

На патефон одета пластинка,

Гои сидят и слушают Стинга.

                                        («Декаданс», Агата Кристи)

 

Совсем молодая группа СПЛИН, как ни странно из Санкт-Петербурга. Стала очень популярной в 1997-1998 гг., хотя к этому времени они имели уже достаточно обширную дискографию.

Критики говорят, что СПЛИН заполнил пустоту, образовавшуюся после распада НАУТИЛУСА. Действительно эти группы чем-то похожи. Лично для меня эти группы совершенно разные, хотя обе мне нравятся.

Вот и все группы, которые заполняют рок-пространство сейчас. И все же с распадом рок-клубов и рок лабораторий упадка рок-культуры не наступило. Радиостанция Maximum проводила четыре года подряд фестиваль рок-музыки MAXIDROM. К сожалению, директор М. Козырев станции ушел и фестиваль скорее всего больше не повторится, но зато появилась новая радиостанция «Наше радио», которую и возглавил Козырев.

Пожалуй, закончить надо тем, что постепенно рок-культура вернется на прежний уровень. Нигде не начинаешь понимать рок-музыку так хорошо, как на концерте, энергетика зала захватывает полностью, что-то в человеке меняется. Я это проверила на себе. Уровень концертов поднялся до высококлассных шоу, так что подойдет фраза бессмертного Фреди Меркури: «The show must go on». 

 

Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz