Пирсинг - одно из самых
модных на сегодняшний день направлений в украшательстве своего
любимого лица и красивого тела.
Слово "ПИРСИНГ" произошло от англ. pierce - прокалывать,
просверливать. Строго говоря, под пирсингом понимается вдевание
предметов в отверстия, сделанные с этой целью на теле или лице.
Так называют и сам предмет, вводимый в сделанное отверстие,
например кольцо.
Искусство это чрезвычайно древнее. Но в те далекие времена эта
процедура была больше распространена среди сильной половины
человечества, так как часто говорила о принадлежности к племени
или рангу, и служила для демонстрации власти и мужественности.
В настоящее время пирсинг выполняет украшающие, эротические и
иные функции. Наиболее популярными местами для пирсинга
являются:
уши (ear piercing jewelry, rings)
пупок (navel piercing jewelry, rings, belly button rings)
брови (eyebrow piercing jewelry, rings)
язык (tongue piercing rings, jewelry)
крылья носа (nose piercing jewelry, rings)
соски (nipple piercing jewelry, rings)
половые органы (male penis piercing или female clit piercing)
губы (lip piercing jewelry, rings, labret)
Процедура пирсинга достаточно проста: в какой-либо части тела
прокалывается отверстие, затем в него вдевается предмет. Он
может быть из дерева, слоновой кости, металла, пластмассы и т.
д. Или продевается нить либо небольшой стержень, на котором
крепятся, например, жемчужины, бриллианты, янтарь.
Современная индустрия пирсинга предлагает огромное количество
украшений: из золота, серебра, платины или предпочтительно
хирургической стали (во избежание аллергии), в форме колец,
цепочек, зажимов, стержней, нитей, жемчужин, и игл, которые
вставляются, привинчиваются и привязываются - гладкие или
тисненые; простые или сложные и комбинированные.
Наиболее распространенная у нас форма пирсинга - это серьги в
проколотых мочках женских ушей. Украшения в них располагаются
чаще всего симметрично на обоих ушах, но с некоторых пор
асимметрия является более предпочтительной. За последние годы в
России к женщинам присоединились и мужчины - правда пока, как
правило очень молодые и продвинутые.
Современный пирсинг ушей стал намного разнообразнее - от прокола
мочек (причем сейчас в мочки модно вставлять толстые цилиндры,
диаметром до 3-х сантиметров) до множества сережек в хряще и
даже в трагусе (маленькая выпуклость над выходом ушного канала).
Заживает пирсинг ушей достаточно долго. Если это прокол мочек -
то 3-4 месяца, а если прокол был сделан в хряще, то до полугода.
И как прокалывание ушей является довольно традиционной
процедурой, так и совершенно новый для нашего общества вид
пирсинга, называемого эротическим, также получает все большую
популярность.
Например, пирсинг соска. Делают его с целью усиления сексуальных
ощущений. К тому же, после прокола сосок становится несколько
крупнее, исчезает проблема "впалости" соска, если она
существовала. Но если вы в будущем вас ждет материнство, то
лучше не торопиться - это может повлиять на лактацию. Заживать
прокол будет 3-5 месяцев.
Люди, решившиеся на пирсинг половых органов, тоже стремятся
обострить свои сексуальные ощущения. Для этого прокалывается
клитор либо складка над ним. Цель - стимуляция эрогенных зон, не
находящихся на поверхности, при половом акте. Заживает такой
прокол совсем недолго - около месяца.
Мужской интимный пирсинг гораздо разнообразнее, прокалывается
крайняя плоть, головка полового члена (здесь существует,
вертикальный, горизонтальный проколы и прокол "Принц Альберт",
когда серьга проходит через мочеиспускательный канал), уздечка и
яички. Заживление проходит так же, как при женском интимном
пирсинге. Цель - вызвать особые сексуальные ощущения у
партнерши.
Какой бы вид пирсинга вы не предпочли, первые 2 недели
необходимо исключить посещение сауны, бассейна, купание в
природных водоемах, особенно в море - соленая вода препятствует
заживлению. Невнимательное отношение к проколотому месту может
привести к местным инфекциям, абсцессу или заражению крови. Не
следует использовать для протирания препараты кроме
рекомендованных. До полного заживления ранки нельзя вынимать
украшение - это может привести к попаданию в канал инфекции.
Чтобы предотвратить засыхание, нужно периодически передвигать
украшение в формирующемся канале в течение первой недели.
После прокалывания соска или пупка на ночь надевайте чистую
хлопчатобумажную футболку или майку. При генитальном пирсинге
следует избегать сексуальных контактов вплоть до полного
заживления. Не следует закрывать рану пластырем или другим
защитным материалом. Если процедуре пирсинга была подвергнута
полость рта или периоральная область, не рекомендуется курить и
употреблять алкоголь, чтобы не раздражать ранку. Каждый раз
после еды или питья необходимо полоскать рот дезинфицирующим
раствором.
При осложнениях - покраснении, припухлости, зуде - сразу
обращайтесь к дерматологу. Как и любое хирургическое
вмешательство, сама процедура может оказаться небезопасной в
руках непрофессионалов. Ее проведение может грозить большой
кровопотерей при прокалывании языка, а на лице и в ушах
расположено много важных сосудов и нервов, повредив которые
можно нанести ощутимый вред. Особенно болезненно повреждение
лицевого нерва. При несоблюдении санитарных условий резко
повышается риск инфицирования ВИЧ и вирусными гепатитами.
Поэтому выбирайте салон и мастера, у которого есть лицензия на
подобного рода деятельность. Разумеется, само заведение должно
вызывать у вас доверие. Для этого стоит обратить внимание на
оборудование и украшения. Все они должны быть профессиональными
и удовлетворять европейским ГОСТам. И сама процедура должна
выполняться с учетом всех санитарно- гигиенических норм.
Пистолетом прокалывают только мочки ушей, все остальные виды
пирсинга - только с помощью специальной иглы. Также в правильном
салоне должны поинтересоваться вашим возрастом - если вам еще не
исполнилось 18, то пирсинг делается только при наличии согласия
родителей.
Имеются и противопоказания к пирсингу:
при обострении какого-либо хронического заболевания (гастрит,
язва желудка, панкреатит, гломерулонефрит, колит, отит,
гайморит, ревматизм), наличии системных (красная волчанка,
системная склеродермия и др.) и кожных заболеваний (псориаз и
т.п.). при повышенной температуре. при плохой свертываемости
крови. Кроме болезней крови, такие заболевания, как гепатиты В и
С, сахарный диабет также нарушают процесс эпителизации и
формирования канала в проколотом месте по причине плохой
свертываемости крови. при наличии аллергической реакции на
препараты лидокаиновой группы (при проколе с анестезией) или на
металлы. Не рекомендуется делать процедуру при эпилепсии и
психических расстройствах, так как высока вероятность
возникновения припадка. То же относится к людям, перенесшим
черепно-мозговые травмы.
Женщинам не стоит делить пирсинг во время менструаций или во
время беременности. Откажитесь от подобного украшения, если у
вас ранее при заживлении сильных порезов и травм возникало
образование келлоидных рубцов. Лечение их достаточно
проблематично. Если же сережка со временем просто надоела, после
заживления украшение можно вынимать когда угодно. Через
некоторое время отверстие исчезнет, останется только небольшой и
практически незаметный шрамик.
|
Татуировка имеет долгую
и интересную историю, в которой чередуются периоды взлетов и
падений популярности, вызванные тем, что она, несомненно,
принадлежит к числу наиболее спорных способов украшения
человеческого тела, и по сей день вызывает у большинства
представителей современного общества негативные ассоциации
благодаря тому, что вся она целиком приписывается фольклору
преступного мира. Издавна она считается синонимом таинственной
(а потому грязной) практики, молчаливо признаваемой порочной,
направленной против правил хорошего поведения в
противоположность общепризнанным артистическим высказываниям на
такие темы, как изобразительное искусство, рисунок, графика или
скульптура.
Исчезни она в один прекрасный день — это не станет большой
потерей, — писал в первые годы 20 века французский исследователь
Морис Боже, — поскольку татуировка уже давно утратила характер
большого искусства. Она стала всего лишь омерзительным примером
тщеславия, плоды которого стыдливо скрываются под одеждой.
Татуировка — это явление культуры, которым интересуются многие.
Однако объем литературы на данную тему, несмотря на обилие
татуированных, весьма незначителен. Такая ситуация, естественно,
определяет состояние знаний общества об этом интересном и
одновременно спорном визуальном явлении. Можно ли удивляться
подобным фактам? Кто-то справедливо заметил: «Татуированные
вообще не пишут книг о татуировке». Слово «татуировка»
отсутствует в некоторых энциклопедиях, лексиконах и словарях.
Бесполезно также искать в энциклопедических изданиях главы,
посвященные выдающимся мастерам татуировки либо другим
существенным фактам, связанным с явлением татуирования. В
общественной жизни, как писал Ф. Знанецкий, то, что неизвестно
публике, просто не существует. Рядовой обыватель знает сегодня
имена знаменитых преступников, дерзкие поступки которых, не
однажды угрожавшие общественному порядку, становились известными
благодаря литературе и средствам массовой информации. Я не
говорю уже о всем известных законодателях моды или идолах одного
сезона, выплывших на волне интереса к массовой культуре. И в то
же время никому не известны имена знаменитых мастеров
татуировки, деятельность которых также необходимо включить в
историю культуры.
Кому сегодня известно, кем был Мартин Хильдебрандт, известный во
второй половине 19 века, особенно на территории Соединенных
Штатов, американский татуировщик немецкого происхождения?
Украсив телесной декорацией целые толпы участников гражданской
войны, он осел в Бостоне, где открыл один из первых в мире
профессиональных салонов татуировки.
ТАТУИРОВКА В ФОКУСЕ МНЕНИЙ
У татуировки более долгая и интересная история, чем это считает
значительная часть нашего населения, связывая нательный рисунок
с принадлежностью человека к преступному миру. В этой истории
чередуются периоды взлетов и падений популярности, которые
объясняются тем, что татуировка относится к числу спорных или
даже сомнительных способов украшения человеческого тела. И по
сей день, несмотря на доступность информации о татуировке, ее
глубоких историчеких корнях, никак не связанных с уголовщиной, в
мнении большинства, татуировка — атрибут преступника, его
опозновательный знак, тайный код, информирующий посвященного о
месте конкретного лица в иерархии. Татуировка считается
синонимом таинственной, противоправной деятельности,
направленной против требований добропорядочного образа жизни, в
которой признается живопись и графика на соответствующих
материалах — холсте, бумаге и т.д., но никак не на человеческой
коже.
Нападкам подвергается татуировка и с другой стороны. Ее не
признают искусством, отказывая в эстетической ценности и называя
«омерзительным примером тщеславия, плоды которого стыдливо
скрываются под одеждой». И в этой точке зрения отчетливо
просматривается предвзятость. Не углубляясь в полемику, заметим
только, что далеко не все татуировки «стыдливо скрываются», а в
тех случаях, когда скрываются, не всегда причиной тому
стыдливость. В конце концов ведь никому не приходит в голову
требовать от коллекционера, чтобы он демонстрировал свою
коллекцию каждому встречному. Вчем в таком случае провинился
носитель татуировки перед обществом?
Тем не менее и эта точка зрения имеет сторонников в кругах
европейской культуры, формируя убеждения об уродующем характере
татуировки. В этих же кругах достаточно людей, которых трудно
обвинить в отсутствии художественного вкуса и которые украсили
свои тела татуировками.
Вот какой список знаменитостей (разумеется, не полный) составили
исследователи феномена татуировки: писатели Пьер Лоти и Мишеля
Сарду, певец и композитор Шарль Трене, знаменитые киноактеры
Жерар Депардье и Шон Коннери, певица Джоан Баэз, физик и
мыслитель Альберт Эйнштейн, американский антрополог Арнольд
Рабин, художники Павел Челичев и Леонард Фудзита. Известно, что
Пабло Пикассо занимался татуировкой. Очевидно, не мудрствуя
лукаво, надо признать татуировку выражением определенной
эстетической культуры. Что же касается противоречивого отношения
к ней, так оно формируется принадлежностью конкретного человека
к тому или иному кругу общества или этнической группе.
По мнению исследователей, татуировка возникла семь тысяч лет
тому назад и цель ее нанесения на кожу человека за это время не
изменилась: с помощью знаков, надписей, сложных композиций на
коже создается определенное визуальное высказывание. Рисунок
накалывается либо выцарапывается, в образовавшиеся ранки
вводится краситель.
Техника татуировки
Известны три техники нанесения татуировки.Первая, наиболее
древняя, заключается в нацарапывании острым предметом на коже
рисунка. Затем в нацарапанный контур втирается краситель,
который проникает в глубину и остается в теле навсегда. В разных
модификациях эту технику применяли пять тысяч лет тому назад
люди, жившие на территории нынешнего Ирака, позже — индейские
племена на территорииЮжной Америки. Это обстоятельство позволяет
сделать вывод, что татуировка связана с раскрашиванием тела и
может рассматриваться как вариант либо развитие способа
раскрашивания. Вторая техника более сложная, она выполняется с
использованием иглы и нити. Нить из сухожилия зверя окрашивалась
в черный цвет (графитом или краской, состоящей из сажи и жира) и
с помощью иглы протягивалась под кожей человека в соответствии с
рисунком. Понятно, что эта техника крайне ограничивала
возможности татуировщика. С ее помощью можно было нанести лишь
примитивный, угловатый рисунок. Она была распространена
Северо-Восточной Сибири и в Северной Америке у эскимосов. Третья
техника самая эффективная и распространенная. Исполнение
татуировки основывается на накалывании тела иглами. С этой целью
применялись металлические иглы или иные приспособления. В
некоторых регионах, где металла не было, применялись рыбьи
кости, куски острых костей животных, щепки деревьев твердых
пород или обломки раковин. Например, в Океании, где традиции
татуировки развились очень сильно, для нанесения татуировки
использовали приспособление, напоминающее гребешок. В его
деревянную ручку вделывали острые, как иглы, кусочки камней,
раковин или костей. С помощью такого гребешка можно было одним
заходом вьшолнить небольшой фрагмент запланированного мотива или
композиции. Работа над татуировкой проходила быстрее по
сравнению с отдельными накалываниями при использовании одной
иголки. Преимущество гребешка заключалось и в большей
возможности добиться художественного эффекта татуировки.
Большим своеобразием отличалась татуировка в Новой Зеландии.
Специальной татуировкой там покрывали поверхность лица. Узоры в
форме спиралей, волнообразных линий и т.п. покрывали все лицо
мужчин, а у женщин — только губы и подбородок, они назывались «моко»
и были исполнены посредством надрезания кожи долотом. В связи с
этой особенностью некоторые этнографы называют представителей
народности маори «скульпторами» человеческих лиц.
Поразительные результаты были достигнуты и японскими мастерами.
Выражаясь современным языком, они рационализировали процесс
татуирования — пользовались целыми наборами иголок, что
позволяло быстро заполнить цветом поверхность изображения,
сделать линию, обводящую контур, орнамент и т.п. какой угодно
ширины.
Нынешняя техника татуировки основывается на накалывании кожи
иглой. Основным орудием является специальная электрическая
машинка. Она весьма легкая и чрезвычайно производительная, что
позволило ей быстро вытеснить все традиционные приспособления
для татуировки. Ими сегодня пользуются лишь в изолированных
племенных сообществах, а из цивилизованных стран — только в
Японии, где еще остались старые выдающиеся мастера, работающие
испытанным инструментом предков.
Не надо путать татуировку от следов на коже, которые образуются
в результате травмы и проникновения в тело частичек угля, пыли
или химических веществ во время воспламенения взрывчатых
материалов. Не относится к татуировке и скарификация — она
применяется представителями некоторых народностей с темным
цветом кожи и оставляет устойчивые рубцы.
Татуировка хорошо смотрится на коже светлого фона, но из этого
правила делаются исключения. Например, японская и полинезийская
татуировки исполняются на менее контрастном, чем европейская,
фоне. Как отмечалось, татуировка была популярна в далеком
прошлом. Она была известна па территориях Северо-Восточной Азии,
Японии, Китая, Юго-Восточной Азии, Океании. Ее присутствие в
глубоком прошлом зафиксировано на территориях обеих Америк, где
в доколумбовые времена татуировкой пользовались жители Перу, что
подтверждают найденные археологами хорошо сохранившиеся
мумифицированные человеческие тела. Украшали свои тела
татуировкой майа, представители многочисленных индейских племен,
населяющие территории нынешних Соединенных Штатов и Канады, а
также эскимосы. Татуировка применялась некоторыми азиатскими
народностями (пикты), индоиранскими (сарматы и скифы),
хамитскими (древние египтяне), семитскими (ассирийцы), а также
индоевропейскими (кельты, илиры и траки). Можно догадываться,
что от илиров и траков, которые в своих странствиях достигли в
конце второго тысячелетия до нашей эры Балканского полуострова,
этот обычай в более поздние века переняли славяне, населявшие
территории Юго-Восточной Европы, сохранив его до конца XIX
столет
Сегодня доказано и знакомство с татуировкой изолированных от
внешнего мира пигмеев. Возможно, этот факт свидетельствует о
том, что татуировка была известна в Африке еще до экспансии
народностей банту, которая произошла между вторым и первым
тысячелетиями до нашей эры. Другое дело, была ли эта татуировка
оригинальным производным культуры пигмеев или заимствована у
какого-либо народа, знакомого с этим обычаем с глубокой
древности.
Среди африканских народов татуировка — весьма редко
встречающееся явление. Кроме пигмеев, ее присутствие изредка
отмечалось среди последователей ислама, населявших страны
Магребу, а также среди египетских цыган, которые быстрее всего
принесли татуировку из Азии.
Для каких целей использовалась татуировка в те и более близкие к
нам времена? Прежде всего надо отметить, что на протяжении
столетий татуировка не только использовалась с целью украшения
тела либо в качестве элемента устрашения, но выполняла и
существенную общественную функцию, подчеркивая принадлежность к
профессиональной, религиозной, преступной группе либо к
какому-то племени. Татуировка служила и для более убедительного
выражения престижа, общественного положения и для того, чтобы
увековечить героические поступки. В то же время она была знаком
(клеймом), которым обозначали пленников, невольников,
преступников и узников (вспомним гитлеровские концентрационные
лагеря).
Этим не исчерпывается использование татуировки разными народами.
Например, татуировка маори в Новой Зеландии была призвана
дополнительно закреплять в ментальности племени традиции и
философию этого общества, а в Японии, начиная с XVIII века, она
достигла ранга искусства. Нередко украшающие тело мотивы
татуировки повторяли узоры, украшающие одежду, оружие, изделия
мастеров прикладного искусства, произведения искусства племени и
домашнюю утварь, которые благодаря этому приобретали характер
знаков собственности.
Так сложилась, что с момента своего возникновения татуировка
может носить религиозный, косметический, эротический,
эстетический и магический характер, что использовалось во время
различных обрядов, целью которых было ввести молодого человека в
число полноправных членов племени, а также применяться для
терапевтических целей. А в Европе, начиная с XIX века,
татуировку демонстрировали с целью заработать деньги, сегодня ее
представляют на конкурсах и выставках.
Как утверждают психологи, исследовавшие эту проблему, татуировка
дает некоторым людям шанс почувствовать себя иными,
неповторимыми в безликой толпе.
Татуировка за прошедшие времена претерпела значительные измения.
Так, одной из наиболее характерных черт татуировки в племенных
сообществах является то, что большинство наблюдаемых в ней
мотивов — это простые знаки: точки, черточки, звездочки, круги,
кресты, изображения солнца, а также геометрические формы в
противоположность развитым и многообразным изображениям ныне.
Объяснение этому простое. Прежде всего надо учитывать, что в
племенных сообществах татуировка выполнялась при помощи
примитивных приспособлений, которые не позволяли исполнять более
сложные знаки. Исключением является только полинезийская
татуировка. В противоположность современному татуировщик
племенного сообщества связан со старой и четко обязывающей
традицией, он погружен в систему ценностей своего окружения и,
естественно, подвержен его оценкам. Естественно, что мотивы
племенной татуировки застыли в схемах и передаются из поколения
в поколение в первозданном виде. И последнее — татуировку,
особенно племенную, следует понимать как систему коммуникации.
Татуировщик, выполняя какой-нибудь орнамент на теле
соплеменника, обязан был помнить о том, чтобы не потерять ни
одного из обязательных элементов и точно передать их содержание.
Каждая черточка орнамента, место, в котором они были размещены
на теле человека, содержали определенный смысл, несли
информацию. Татуировщик не мог позволить себе дополнить или
изъять чтолибо из композиции, зафиксированной в мифологии своего
племени.
Татуировщик в современном обществе свободен в тематике и
сюжетах, исключение составляют редкие случаи, как, например,
татуировка преступников. Слепого следования традициям нет,
татуировщик смело использует опыт различного культурного
происхождения. Типичное проявление такой тенденции — это
нагромождение рисунков, часто выполненных разными татуировщиками
на теле одного клиента, что в итоге создает хаотичное собрание
мотивов, неоднородных с точки зрения их эстетической и
художественной ценности. Подобные рисунки воплощались без особой
заботы о гармонии с анатомическими особенностями человеческого
тела. Мотивы чаще всего общепринятые, стандартные рисунки,
которые наносятся при помощи шаблонов. Эту тенденцию следует
относить преимущественно к ведущему во всем мире направлению в
татуировке западноевропейских странах, Австралии, Гонконге,
Японии, Сингапуре и США. Это направление живо реагирует на
всевозможные повороты моды и общественно-политические события,
будучи соединением различнейших неоднородных по содержанию
элементов. Некоторые исследователи называют это явление меж
дународным народным стилем (International Folk Style).
Основной его признак в том, что данный стиль не поддается
однозначной эстетической классификации и не отмечен общей
творческой программой.
Несмотря на устойчивую популярность татуировки, есть расхождения
в ее оценке среди специалистов. В чем их причина? Познакомим
читателя с характером полемики.
Иногда это происходит из-за того, что татуировка, как говорят
одни, провоцирует вопросы этики. Татуировка навсегда изменяет
вид человеческого тела и многие люди не могут это принять: какое
моральное право позволяет делать «коррекцию природы», изменяя
вид человека? Спорным считают также взаимоотношение между
татуировщиком и объектом его внимания: поскольку татуировка —
процесс достаточно болезненный, часто возникают подозрения о
наличии садо-мазохистских отклонений. Татуировка — это картина,
предмет, который одновременно является «живым». Однажды
созданная, татуировка становится зависимой от анатомии и
изменяется вместе со старением тела. И такой комплекс моральных
вопросов, как согласие человека на нанесение татуировки,
сокрытие его имени и т.д. Задается вопрос: если кто-то
соглашается на татуировку с целью заработать, продавая свое
тело, не является ли это формой проституции?
К моральной проблематике относят и возможность творческого
эксперимента в такого типа деятельности.
В противоположность иным изобразительным икусствам татуировка
характеризуется совершенно особой линией развития, исходящей из
того, что исполняется она на людях. Поэтому в случае ненарушения
основных этических норм, касающихся личной свободы человека,
возможность проведения творческих поисков существует только лишь
при условии его согласия. Из приведенных размышлений вытекает,
что сознательное соблюдение элементарных этических норм со
стороны татуировщика и отсутствие согласия со стороны объекта
татуировки, а также давление права и морали, институтов,
формирующих общественное мнение, издавна ограничивают
самовыражение татуировщиков.
С введением в европейские языки, в том числе русский, точного
понятия для обозначения татуировки, этот феномен не мог уже
пройти мимо внимания специалистов многих научных дисциплин.
Поначалу диспут касался исключительно мотивов на коже «дикарей»,
которые бросались в глаза по причине своего изобразительного
своеобразия и фона, на котором исполнялись. Такая экзотика в то
время еще не наблюдалась среди европейцев. Однако европейская
татуировка, получившая внезапное распространение, уже не могла
находиться в тени. После издания «Словарь медицины» Нистена, на
тему татуировки были опубликованы первые книги. Это были
сочинения Э.Бершона, Г.Вуттке, А. Лакассажа и др., которые
доказали, что явление татуировки уже можно было наблюдать на
европейцах из цивилизованного окружения, хотя это и не
поощрялось общественным мнением.
Татуировка была явлением, которое несло привкус нравственного
скандала. Первыми на это обратили внимание юристы, политики и
судебные врачи, которые поняли практику татуировки как
проявление бунта и угрозы обывательским ценностям. В результате
широкой кампании преследований, которая была развернута против
«носителей цветных знаков на коже », татуировщиков и обладателей
татуировки стали считать преступниками.
Кульминационным пунктом акции, целью которой была полная
дискредитация татуированных, стали выводы итальянского ученого
Чезаре Ломброзо (1835—-1909 г.г.), содержащиеся в переведенной
на многие языки мира работе, изданной в 1876 году.
Ломброзо утверждал, что преступник относится к специфическому
антропологическому типу, между его моральными и телесными
физическими недостатками возникает причинная связь. По Ломброзо
преступник страдает болезнью, которая в отличии от «духовного
помешательства» называлась им «моральным помешательством» или
склонностью к преступлению. Ученый полагал, что эта болезнь
всегда соединяется с нагромождением таких физических аномалий в
строении тела, как оттопыренные уши, недоразвитый череп, кривые
зубы и т.д. Однако наиболее эффектным тезисом Ломброзо было
утверждение, будто «прирожденный преступник» — это проявление
атавизма, культурного регресса, то есть пример личности,
отброшенной в развитии до уровня «примитивного» человека,
поэтому криминальную личность легче всего выявить с помощью
установления факта наличия на его теле татуировки.
Ломброзо писал: «Явление татуировки — это один из наиболее
непредвиденных феноменов, выступающих у человека,
представляющего примитивную культуру, у так называемого
человека, дикого прежде всего по причине чрезвычайного рвения, с
которым он отдается этой болезненной операции. Однако наиболее
характерным является то, что понятие «татуировка» было
заимствовано в одном из диалектов жителей Океании».
Татуировка — не что иное, как своеобразный признак прирожденного
преступника или же «дикого» человека, которого прежде всего
характеризует то, что он ведет себя вопреки общепринятым
этическим нормам, не обладает чувством ответственности. Вот
какие «крутые» выводы сделал Ломброзо.
Эти взгляды получили широкое распространение в обществе прежде
всего благодаря популярной криминальной литературе и оказали
серьезное влияние на формирование представлений о патологическом
характере татуировки, которая дискриминировала ее носителей во
всех, за исключением преступного, окружениях.
Ошибка Ломброзо и его последователей состояла в том, что в своих
исследованиях они опирались исключительно на татуировку
преступников, оставляя в стороне культуру племенных сообществ и
данные, касающиеся вполне нормальных граждан, украсивших себя
подобным образом.
Однако, как это не раз бывало в истории, « научная » теория не
смогла переломить естественный порядок вещей. Несмотря на
общественное осуждение, татуировка вопреки заверениям
исследователей минувшего не только не заглохла, но и, начиная с
60-х годов XX столетия, прошла бурное развитие, особенно в тех
странах, где она исполнялась официально. Наступил ренессанс
татуировки. Татуировка, отвергнутая официальной общественностью,
вошла в среду ученых, людей искусства и людей, отвергающих
истеблишмент — хиппи, панков, рокеров и т.д. Престиж
татуировщика вырос, он стал равным среди представителей прочих
профессий. Интерес к татуировке проявили женщины, открывшие свои
салоны татуировки. Наконец, состоялась реабилитация татуировки,
ее восприняли на Западе как художественное предложение. Начались
исследования проблематики татуировки, причем они не стали
занятием пустым или второстепенным в контексте размышлений о
культуре исторических периодов и современности. На образцах
татуировки в некоторых случаях можно проследить закономерности
исторических и культурных изменений как среди художественных
стилей, эстетических вкусов, косметических привязанностей,
способов трактовки человеческого тела, так и в символике
общечеловеческой коммуникации.
|