Металл
Железо(iron), сталь (steel) или металл (metal)? – мучались вопросом английские музыкальные критики, придумывая название новому стилю, когда на рубеже 70 – 80–х годов прошлого столетия старый добрый хард-рок стал безнадежно тяжелеть. Название определилось в начале 80–х – heavy metal.
Англия – колыбель металла.
Хотя динозавры хард-рока Led Zeppelin, Deep Purple, Black Sabbath прокладывали предпосылки новому звучанию, настоящий прорыв совершила в 1974 году английская группешка Sweet со своим убойным хитом Set Me Free. Эта «конфетка» умудрилась прыгнуть сразу на десять лет вперед и исполнить композицию в стиле Speed metal(скоростной металл)! Несмотря на популярность песни, группа вернулась к своему любимому глэм-року. Время металла еще не пришло.
Металлическая лихорадка в США.
Штаты проснулись в 1983-м. Именно тогда вышли дебютные
альбомы американского металла – Metallica, Slayer и Anthrax, каждый их которых
представляет собой отдельный стиль в металлическом жанре. Metallica исполняла
чистый heavy metal с налетом Speed metal и Thrash metal. Speed metal –
металлическая музыка, исполняющаяся с крайне высокой скоростью и четким
ритмическим рисунком ритм- и бас-гитар. Speed metal присущ ярко выраженный
мелодический оттенок.
Slayer проповедовали Thrash metal, немного уступающий Speed metal в скорости за
счет ударных, приходящихся на вторую долю такта и не имеющие четко выраженной
ритмической окраски. Отличительным признаком является утробно – «звериный»
вокал, до этого не употребляющийся в истории рок-музыки.
Anthrax играли смесь треш-метала с панком, получившую название Hardcore.
Но Америка всегда была жизнерадостной страной, чтобы такие мрачные стили
получили массовое признание, и в 1984 году на сцене появились представители
американского Soft Metal (облегченного металла) - Bon Jovi, Guns-N-Roses, Motley
Crue. В музыкальном отношении Soft Metal очень напоминал своего предшественника
Easy rock. А вместо традиционных для металлистов кожаных курток с металлическими
кнопками новоявленные бунтари демонстрировали новинки женской моды. Тем не менее
песенки о вечной любви и подростковой неустроенности, поданные под металлическим
соусом, получили огромную популярность…
Железные бастионы Германии.
Страной, наиболее покорившейся натиску металлического
вторжения, стала Германия. Ганноверская хард-рок группа Scorpions и Accept,
выпустившие в 1979 году дебютный альбом, безраздельно царствовали на германской
сцене до 1983 года, когда на первый план вышел продюсер и глава немецкой фирмы
звукозаписи “Noice” Карл-Ульрих Вальтербах.
В начале 1984 года выходит первая пластинка его нового лейбла – сборник “Death
Metal”, представляющий четыре молодые немецкие группы, три из которых прочно
вошли в классику мирового металла и дали мощный импульс его дальнейшему
развитию. Это были Helloween, Running Wild и Celtic Frost.
Вторым по мощности был альбом Grave Digger “Heavy Metal Breakdown”, в котором
стиль Speed metal был отшлифован до блеска.
Именно выход этих двух пластинок можно считать отправной точкой повального
увлечения металлом во всем мире. Слава таких групп, как Kreator, Celtic Frost,
Voi Vod, Sodom, Tankard, Running Wild, Helloween, Warlock перевалила за границы
Германии и вызвала ответный отклик в других странах. В Швейцарии гремел Krocus,
в Канаде – Exiter, в Японии – Loudness.
На 1985 год пришелся пик увлечения металлом в мире. Даже в глухой к зарубежной
музыке России вместе с начавшей греметь перестройкой появились первые ростки
интереса к металлической музыке – Ария и Черный Кофе неуклюже копировали Accept,
Iron Maiden, Judas Priest, вызывая восторг у зрителей одним своим появлением на
сцене. В металлическом стиле в тот период времени главенствовали в основном два
направления - Speed metal и Thrash metal.
Падение «Берлинской Стены»
Не секрет, что вся мировая музыка ориентируется на
американскую сцену, и огромная популярность американского софт-металла стала
оказывать свое действие на Европу.
Начиная с 1986 года, в погоне за завоеваниями европейского ранка и получением
соответствующих прибылей многие лейблы стали оказывать давление на музыкантов.
Из групп начали уходить солисты (Accept, Mercyful Fate), вышли облегченные
альбомы таких королей металла, как Judas Priest, Grave Digger, постепенно
сдавали свои позиции Celtic Frost, Voi Vod, Helloween, Krocus. Однако
американизация европейского металла с треском провалилась, зрительский интерес
и, соответственно, прибыли упали, и к 90-м годам металлом интересовался только
узкий круг фанатов. Понадобилось немалое время, чтобы хоть как-то восстановить
утраченные позиции. С начала 90-х потихоньку металл возвращается на мировую
сцену.