НАЗАД


Шура Би-2 родился в 1970 году в небольшом белорусском городке Бобруйске Могилевской области. Главными занятиями горожан издавна был бобровый гон, благодаря которому город получил в начале XIV века свое название, а также работа на заводе резинотехнических изделий и деревообрабатывающей фабрике (когда-то чуть ли не крупнейшей в Европе). Подобные занятия как-то не очень привлекали Шуру, поэтому в детстве он пытался найти себя в спорте (одно время он даже занимался карате), но после того, как дядя подарил своему 13-летнему племяннику бас-гитару и пластинку Police “Synchronicity”, на первый план вышла музыка. Со своим инструментом Шуру без особенных проблем приняли в школьный ВИА, исполнявший самый обычный для того времени репертуар: кавер-версии Beatles и злободневные отечественные хиты, вроде «Девочки сегодня в баре» Юрия Лозы.  

Лева Би-2 родился двумя годами позже в 1972 году в Минске. Больше всего в детстве он гордился своим дедом, репрессированным полковником и дважды Героем Советского Союза. Учился он очень неплохо и в 8 классе оказался в театральной студии «Ронт», где и познакомился с Шурой. Студия слегка обгоняла свое время - именно там молодые люди познакомились с таким понятием как «драма абсурда», но после нескольких постановок пьес Сэмюэла Беккета, Эжена Ионеско и Бориса Виана студия была закрыта, а молодые театралы оказались предоставлены сами себе. Некоторое время Лева и Шура носились с идеей снять киноленту, но из этой затеи по понятным причинам ровным счетом ничего не вышло. В это время нашим героям неожиданно подвернулась чудная репетиционная база при Доме Культуры шинного завода со всем необходимым оборудованием и основным средством самовыражения стала, естественно, музыка.  

Как-то незаметно появилась группа под названием Би-2, состав которой доходил в те времена до 15 человек . Их музыка едва ли поддавалась какой-нибудь классификации, но посещавшему так называемые «творческие вечера» и «шефские концерты» народу нравился их бешенный драйв вкупе с юношеским максимализмом. Особую колоритность коллективу придавал вокалист, уже успевший отбыть свой первый срок в колонии для малолетних преступников и «набитый» чуть ли не с головы до ног. Впрочем, к 1989 году (официальной дате образования Би-2) количество участников существенно сократилось, а микрофоном всерьез и надолго завладел Лева. Кстати, театральные наклонности бывших участников студии «Ронт» вылились в сценический эпатаж, озаглавленный самими музыкантами «музыкой рваных подушек». Апофеозом этого периода их творчества стали к несчастью утерянный ныне магнитоальбом «Изменники Родины» и триумфальное выступление группы на Первом панк-рок-фестивале в Могилеве, после которого о Би-2 говорили не иначе как о «белорусском панк-составе №1 ».  

К 1990 году, в самый разгар кризиса и талонной системы стало окончательно ясно, что в Белоруссии реализовать ся невозможно и годом позже Шура отправляется на жительство в Израиль, где за год меняет порядка 15 различных работ. В 1992 году на Землю Обетованную приезжает и Лева. Несмотря на все жизненные передряги друзья продолжают занятия музыкой и даже играют в акустике на различных местных фестивалях. Кстати, именно в то время были написаны «Варвара» и «Восток».  

В январе 1993-го неугомонный Шура вновь срывается с места и отправляется в Австралию. Обосновавшись в Мельбурне, Шура сполна окунулся в клубно-музыкальную жизнь мегаполиса, играя там с разными составами все от блюза до готики. Разделенные тысячами миль, друзья не потеряли связи и даже продолжали сочинять музыку вместе, посредством таких достижений человеческой цивилизации как телефон и электронная почта. Скоро в Австралии подобрался новый состав Би-2 с клавишницей Победой и бас-гитаристом Питером Уодроубом (Peter Wardrobe), в свое время пренебрегшим предложением играть вместе с будущими Savage Garden. С этим составом Шура записал альбом «Бесполая и грустная любовь» . В записи принимал участие местный гуру звукозаписи Джеймс «Устрицы» Килпатрик (James “Oysters” Kilpatrick), в свое время «руливший» несколько альбомов Midnight Oil. Сам факт записи альбома побудил Леву, успевшего, к слову, стать к тому моменту гражданином Израиля и даже отслужить там воинскую повинность, прилететь в Австралию для работы над новым альбомом.  

Белоруссия, 1985.  По телевизору - "Сябры", "Верасы" и "Песняры". А рядом с домом - театральная студия "Ронт", куда "стражи порядка" "свозили" трудных подростков , предоставляя им еще один шанс "вернуться на стезю добродетели". Наши герои, несмотря на то, что закон не нарушали, занятий в студии старались не пропускать. Там разномастным коллективом пытались ставить Ионеско "Лысую певицу", Беккета "В ожидании беды" и прочих "заморских" драматургов, далеких от "соцреализма". Теория актерского мастерства с упоением черпалась из труда Михаила Чехова "О задаче и актерах", а практика. . . скоро закончилась, потому как "труппу" разогнали, а студию - закрыли.  

1988  После продолжительных и ожесточенных поисков работы Шура обрел себя в образе "то ли зам. директора, то ли завхоза" ДК Шинного комбината, руководство которого позволяло музыкантам мучить струны в своих стенах за периодические "шефские" концерты. Лёва к тому моменту как раз заканчивал школу. . . Репетировали много, песни писались быстро, а выступления проходили весело, потому как состав группы уже насчитывал порядка 10-14 субъектов. Самым колоритным был солист: недавно выйдя из колонии для несовершеннолетних преступников, он искал свое место под солнцем. "Он пришел к нам и сказал: "Я буду у вас петь", - вспоминает Шура. - Голос у него был еще ничего, а вот внешность. . . Весь в наколках. . . ". Ему определили место "панка" и объяснили, что это такое: "Это такие крутые пацаны, которые ходят в галифе, в сапогах, на всех "забивают" и девчонок у них просто до балды".  

1989  Смешно, но свой первый большой концерт "Би-2" сыграли 10 ноября, в день милиции. Особенно веселился тот самый солист, который попал в тюрьму за избиение милиционера. Правда, к тому моменту он уже ходил в статусе "друга группы", поскольку петь стал Лёва. "Когда Лёва стал приносить свои песни, я сказал: Лучше тебя этого никто не споет", - делится Шура. Расставим стилистические точки над "Би". "Мы были припанкованной группой. Мы играли (ассоциативно) что-то вроде Police, такой "ска" с дудками, танцорами, а тексты - остро социальные или остро сексуальные", - рассказывает Шура. "Шоу начиналось с того, что на сцену вытаскивали гроб, и я вылезал оттуда в прострелянной рубашке, да еще и с подушкой, которую тут же рвал. Вся публика моментально "оперялась", -добавляет Лёва. Вот так объездили всю Белорусскую ССР. Играли на разных, уже не подпольных, рок-фестивалях, Например, на Первом панк-рок-съезде в Могилеве "Би-2" заняла первое место. А потом все стало надоедать. . .  

1990  "Мы поняли, что в Белоруссии реализоваться по-настоящему невозможно", - сообщает Шура. И стали действовать.  

Израиль, 1992  Лёва на конец-то добрался до Земли Обетованной, где Шура ждал его уже больше года. Случайно на улице встретили приятеля-музыканта и стали репетировать дальше. В этот период наши герои приобрели массу замечательных по своей неожиданности специальностей. Одна из них - "охрана моря". "На самом деле, охраняли-то мы стройку, но она велась на берегу, а наша сторожка стояла практически в море" - ведает Шура. До сих пор друзья не могут забыть вечеринок, проводившихся в той легендарной кочегарке. . . простите, сторожке. Именно там, среди акустических концертов пришло ощущение, что нужно продолжать пробиваться. Однако, Израиль - страна маленькая. . . "Там живет 5 миллионов человек, из них миллион - русских. Такая страна может выдержать лишь 5-6 больших групп, а маленьким музыкантам там вообще делать нечего", - говорит Лёва. Однако пара-тройка фестивалей все-таки была отработана. Несмотря на то, что выступало там более 30 русскоязычных групп, имена участников никому ничего не скажут. Может быть, имеет смысл упомянуть лишь одних "конкурсантов из Хайфы" - "Раббота Хо". Это имя у некоторых андеграундных меломанов должно вызвать смутные воспоминания:. Однако, все же в 1992 году на одном из русскоязычных рок-форумов "Би-2" завоевали Приз зрительских симпатий. Спиритические, то есть духовные связи с Родиной поддерживались через российских гастролеров. Ходили на "АукцЫон", "Аквариум", "Машину Времени". Но возвращаться не хотелось.  

Австралия, 1995  Однажды утром Шура уехал в Австралию и. . . не вернулся. Зато стал звонить и рассказывать: "Да тут все играют - куда не зайди, в любом пабе, в каждом клубе! Приезжай сюда, здесь атмосфера сумасшедшая!", - вспоминает Лёва. И пока этот герой готовился к отъезду, тот вливался в рок-н-ролльную жизнь зеленого материка. "В качестве приглашенного музыканта я успел поиграть в самых разных составах - и джазовых, и готических, и этнических", - сообщает Шура, А потом он стал звонить Лёве и все настойчивее требовать его приезда. Они делали песни по телефону, а также - с помощью не электронной почты. Шура отправлял другу музыкальную "рыбу", а тот присылал тексты. Потихоньку в Австралии подбирался новый состав "Би-2". Сначала появилась клавишница Победа - выпускница Консерватории, которая училась в Мельбурне в аспирантуре. Затем - еще пара-тройка музыкантов. С басистом Реtег'ом Wardrobe'ом получилась забавная история. В поисках работы он ходил на прослушивания ко всяким группам. В одной задержался немного, но потом не понравилось: "музыка у вас слишком банальная ребята, не интересно мне с вами. . . " и пришел в "Би-2", где его все устраивало. Та начинающая, "осиротевшая" группа называлась "Savage Garden" . Может, слышали? Итак, началась запись альбома "Бесполая и грустная любовь", "Большую часть этого диска мы записали с человеком (James "Oysters" Kilpatrick), который сделал порядка 6 альбомов для Midnight Oil, - рассказывает Шура. - Я тогда все время ходил по студиям, искал, открывал для себя истинное значение звука. Ведь раньше как считали - взял, записал на два канала - вот тебе и звук".  

1997-98  Записывали пластинку на ESPY Records. Параллельно с этим Шура стал писать скромные репортажи с разных концертов для питерского FUZZ'a. В качестве корреспондента музыканту даже удалось пообщаться со Стингом. Шура, кстати, очень этим гордится. Вскоре альбом был закончен, приехал Лёва. Стали обзванивать российские рекорд-компании. Демо-запись была отправлена всем, откликнулись только Rec Records и A-Ram. С последними был подписан контракт на выпуск. Тираж компакт-дисков "Бесполая и грустная любовь" отпечатали в Германии, на заводе Sonopress, 15 августа 1998 года. Забрать его с завода уже не смогли. . . А обложка все-таки получилась очень красивой. . .  

1998  Опять начали искать студию. Решили записывать новый альбом. Кто-то посоветовал звукооператора Ника Кейва Tony Coen'a. Пообщавшись с ним, отказались - пафоса много, а толка - не очень. Нашли студию лучше -Toyland Recording Studio. "Студия была просто крутейшая, Я таких раньше не видел, - рассказывает Лёва, - Очень волновался. . . " В туалете случайно разговорились с музыкантами, работавшими в соседней студии. Выяснилось: INXS заканчивают работу: подкладывают музыку под записанный вокал Хатченса. Братья Фаррис, Гарри Бирз и Кирк Пенгелли зашли к русским соседям, послушали материал, кое-чего посоветовали. . . Спасибо за братскую помощь! Осенью, когда диск был готов, "Би-2" решили идти уже проторенной тропинкой: сотня СD-R'ов была отправлена на все отечественные рекорд-лейблы. Откликнулся Extraphone.  

1999  Как-то весной Лёва сидел в Интернете и увидел, что в Москве скоро выступит группа "Би-2". Потом выяснилось, что концерт, якобы, отменен. Связался с хозяевами сайта, спросил: "откуда такая информация?" Ответили: "от менеджеров группы. . . " Потом ночью Шуре позвонила московская журналистка: "Мы вас ждем на "Максидроме", когда прилетаете? В день фестиваля?": А никто никуда не собирался. Поверить в то, что в России уже знают "Би-2" было сложно. Просто потому, что очень далеко. Тем более, что с Extraphon'ом дела не клеились. А в Москве тем временем околомузыкальные круги широко обсуждали новую группу: MTV, Наше Радио, Максимум наперегонки брали в эфир новые песни и соревновались за право именоваться "первооткрывателями", Делать было нечего. Лёва и Шура пошли покупать билеты. И вот они здесь. . . . . . Прошлая осень выдалась не очень результативной. Успех группы можно было назвать исключительно виртуальным, поскольку на ТВ и радио песни крутились, а предложений по выпуску альбома и концертной деятельности не было. Музыканты вели переговоры со многими "монстрами" российского шоу-бизнеса, но ситуация все равно не менялась. На встречу с очередным музыкальным продюсером Шура и Лева шли уже практически без надежды. "Если и на этот раз ничего не получится, собираем вещи и улетаем домой, в Мельбурн", - решили ребята. Но "незнакомым музыкальным продюсером" оказался Александр Пономарев, известный по работе с группой "Сплин". Именно благодаря его усилиям группа "Би-2" имеет сейчас то, что имеет.  

Весна 2000  Весна 2000 принесла "Би-2" немало приятных сюрпризов. Начнем по порядку. Во-первых, в свет вышел супер-блокбастер "Брат-2" режиссера Алексея Балабанова. Музыканты "Би-2" играют в нем самих себя, то есть российских музыкантов, дающих концерт в США. Вокруг этой же сюжетной линии выстроен новый клип "Би-2" на песню "Полковник", в тексте которой встречаются прямые ассоциации с творчеством Габриэля Гарсии Маркеса. Режиссером четырехминутного ролика стал, естественно, Алексей Балабанов, о работе с которым у "Би-2" остались самые приятные впечатления. Во-вторых, 13 апреля 2000 г. группа подписала контракт с Sony Music Entertainment Russia. Стоит отметить, что это первый в истории Российского шоу-бизнеса контракт с артистом, составленный по всем стандартам западных звукозаписывающих компаний в соответствии с Российским авторским правом. Альбом "Би-2" войдет в международный каталог компании Sony Music Entertainment наряду с такими артистами как Aerosmith, Judas Priest, Ozzy Osbourn, Santana, Oasis, Offspring, Jamiroquai, и т. д. В-третьих, "Би-2" с триумфом выступили на "Максидроме 2000" вопреки всем звукотехническим козням врагов. Не растерявшись перед 19. 000 глаз, Лева и Шура в прямом смысле слова поставили на уши всех присутствующих с помощью уже проверенной "Варвары", исполненной почти полностью под акустическую гитару, песни "Никто не придет" в новой интерпретации и покорившего новым звучанием "Полковника", которому вторил не только весь зал, но и специально приглашенный Ансамбль песни и пляски "Красная Звезда", состоящий из десятка офицеров. На пресс-конференции после выступления Шура остроумно назвал бравых бэк-вокалистов "Хором полковников стратегического назначения", Шутка тут же разлетелась по первым полосам средств массовой информации. И, наконец, четвертая новость: "Би-2" отказались проводить обыкновенную и привычную для всех журналистов презентацию своего диска в одном из ночным клубов. Вместо этого музыканты решили подарить свои пластинки тем, кто этого больше всего заслуживает - своим слушателям. Тем более, что день выхода альбома абсолютно совпадает с Последним звонком во всех российских школам. Именно поэтому агентство Mediapolis, вместе с Sony Music Entertainment Russia, MTV-Россия и пейджинг-сетью "Таском" провело конкурс среди всех средних учебных заведений, по итогам которого была выбрана победительница - московская школа № 600. В течение недели e-mail адрес группы, а также пейджер, любезно предоставленный компанией "Таском", на самом деле разрывались от сообщений выпускников, мечтающих о том, чтобы группа "Би-2" приехала именно к ним. Однако учащиеся школы № 600 оказались самыми настойчивыми. В итоге презентация альбома "Би-2" проходит 25 мая в рамках последнего звонка именно в этой школе. И никаких фуршетов!!!! 

"Chiron"  Мало кто знает, что музыканты "Би-2" оставили в Австралии еще один проект под названием "Chiron", в который, помимо Шуры и Левы, в 1996 г. вошли музыканты распавшейся к тому моменту группы "Icon". Новорожденная команда начала играть мрачную музыку в стиле, который одни называют "dark wave", а другие - "готикой", что по сути одно и то же. В 1997-1998 гг. интернациональный коллектив осваивал австралийские клубы, где пользовался немалой популярностью (всего за время существования они отыграли больше ста концертов), Набрав опыт концертной деятельности, "Chiron" решили, что пора бы записаться. Пластинка под названием "Eve" увидела свет в начале 1999 года на итальянском лэйбле "Energia" О том, насколько был удачен ее выпуск, красноречиво говорит то, что американский журнал "Dark Velvet" признал "Eve" альбомом года. Сейчас осколки "Chiron" покорно ждут, когда Шура и Лева насладятся популярностью на родине и приедут записывать следующий диск, а члены "Chiron Fan Club" надеются еще услышать своих любимцев в полном составе.

Другие "Би-2"  Настало время познакомитьcя с участниками "Би-2", появившимися в коллективе уже в Москве. Бас-гитарист Вадим Ермолов получил музыкальное образование по специальности "контрабас", и с тех пор (а было это в начале восьмидесятых) не проработал ни дня по профессии, не связанной с музыкой. Проектов, в которых он принимал участие, великое множество - от профессионального симфонического оркестра до совместного творчества с музыкантами группы "Черный обелиск". Последней работой Вадима была дружественная "Би-2" группа "Жуки". Сейчас Ермолов считает, что "Би-2" - первый коллектив, с которым он может играть так, как хотелось бы: "Здесь я нормально ощущаю себя как музыкант и как человек". Барабанщик Григорий Габерман занимается музыкой с 16 лет, и за эти годы прошел нелегкий путь, в котором был и джаз, и ресторанная "карьера". Человеком, вернувшим Григория к музыкальной жизни, был руководитель "Квартала" Артур Пилявин, Некоторое время после работы с "Кварталом" Гриша сотрудничал с Евгением Осиным. Именно он привел сначала к Осину, а потом и в "Би-2" Николая Плявина, с которым был знаком ранее. С зимы 1999-2000 они начали совместные репетиции. Клавишник Николай Плявин также может похвастаться наличием профессионального образования и сотрудничеством с самыми известными музыкантами, среди которых Виктор Зинчук и Евгений Осин. Музыкой занимался всегда, сколько себя помнит. Считает, что в "Би-2" работают "неплохие музыканты и отличные ребята".  

Hosted by uCoz